В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение в системе образования интенсивно развивается и становится одним из существенных компонентов целостной системы образования. В Колледже работает педагог-психолог, деятельность которого основывается на строгом соблюдении международных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства РФ.
Основные функции педагога - психолога колледжа связаны с охраной физического и психического здоровья обучающихся, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого обучающегося.
Целью работы педагога-психолога является:
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе, повышение психологической защищенности обучающихся, формирование социально-адаптивного, востребованного на рынке труда выпускника;
- обеспечение социально-психологических условий, способствующих повышению качества образовательного процесса в колледже и направленных на максимально полное раскрытие личностного потенциала каждого из его субъектов.
Работа педагога-психолога в Колледже осуществляется по следующим основным направлениям:
- психологическое просвещение
- психопрофилактическое
- психодиагностическое
- развивающее
- психокоррекционное
Психологическое просвещение направлено на приобщение учеников к психологическим знаниям. Основная задача психологического просвещения заключается в том, чтобы:
- ознакомить кураторов, преподавателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития обучающегося;
- формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с учеником или в интересах развития собственной личности;
- достигать понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в образовательном учреждении.
Психопрофилактическая работа заключается в формировании у педагогов, обучающихся, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с учениками или в интересах собственного развития; создании условий для полноценного развития обучающегося на каждом возрастном этапе; своевременном предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Психодиагностическая работа направлена на психолого-педагогическое исследование обучающихся на протяжении периода обучения, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
Смысл развивающей и психокоррекционной работы заключается в воздействии педагога-психолога на процесс формирования личности обучающегося. Для развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог использует программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития и коррекции обучающегося на каждом возрастном этапе. Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Разработанные самостоятельно автором-психологом программы рассматриваются методическим советом и утверждаются педагогическим советом Колледжа.
Консультативная работа педагога-психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направления этой деятельности:
– консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания подростков;
– консультирование обучающихся, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в колледж, при переходе с одной специальности на другую;
– проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
Методы работы:
- анкетирование
- психолого-педагогическое наблюдение
- тестирование
- социально-психологический тренинг
- психологические игра и упражнения
- беседа
О работе педагога - психолога Колледжа
В наше время психология становится все более и более популярной. Если раньше люди изливали свою душу друзьям, то сегодня большая часть все-таки понимает, что проблемы лучше решать с профессионалом. Но, и сегодня для многих людей профессиональная деятельность психолога является чем-то непонятным, загадочным и, порой, пугающим. Для некоторых обращение к психологу кажется бесполезным и даже постыдным. Существует множество мифов, искажений и неточностей в понимании сущности психологической помощи. В связи с этим хочется дать доходчивое разъяснение о работе педагога-психолога.
Психолог — это не врач, так как у него нет медицинского образования. Он работает с людьми, проблемы которых носят временный характер и могут быть преодолены без врачебного вмешательства. Однако, педагог-психолог может рекомендовать обращение к другим специалистам, если проблема выходит за рамки его профессиональной компетентности.
Педагог-психолог — это не учитель, не наставник, он не будет говорить о том «как правильно». У каждого человека своя правильность. Цель — найти вместе лучшее решение. В ходе совместной деятельности он помогает прийти к решению, которое является верным для конкретного человека.
Психолог — это не волшебник, скорее проводник, который помогает раскрыть потенциал, покончить с застарелыми проблемами, разобраться в себе. Педагог-психолог понимает сложный мир человеческой души, владеет приемами и методиками, нацеленными на решение проблем человека. Эффективная работа педагога-психолога во многом зависит от желания человека найти выход, решить проблему. И в этих моментах проявляется волшебство, когда в процессе совместной работы рождается решение, появляются новые возможности, пробуждаются внутренние силы, и человек учится их использовать.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к педагогу - психологу колледжа:
1. Трудности в учёбе. Кому-то обучение даётся не очень легко. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с преподавателем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения в группе. Есть люди, которые легко находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
5. Самоуправление и саморазвитие. Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.
Работая с педагогом-психологом важно понимать: педагог-психолог принимает вас такими, какими вы являетесь, и не осуждает, не оценивает, не переделывает; в работе педагог-психолог придерживается этических принципов и, согласно одному из них, педагог-психолог сохраняет в тайне то, что говорится и происходит в кабинете. Исключение составляют только те случаи, когда человек представляет угрозу для других людей или для себя самого.
Результатом совместной работы с психологом является:
* нормализация эмоционального состояния;
* облегчение психосоматических симптомов;
* разрешение кризисных, конфликтных ситуаций;
* личностное развитие;
* стабилизация и нормализация психического здоровья в целом;
* развитие коммуникативных способностей.
Педагог-психолог проводит групповые занятия, индивидуальные консультации и психологическую диагностику преподавателей, студентов и родителей.