Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию и развитию обучающихся колледжа в сфере ближайшего окружения: учебном коллективе, семье, по месту жительства, в молодёжных объединениях. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь педагогам при организации взаимодействия с обучающимися и их родителями. Значительное место в практике работы социального педагога занимает социальное посредничество — содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий. В качестве представителя обучающихся социальный педагог помогает обучающимся ориентироваться в окружающем мире, оказывает содействие тому, чтобы каждый из них при необходимости пересмотрел свои жизненные ценности, поверил в себя, был способен принять и освоить позитивные нормы организации своей жизнедеятельности. К социальному педагогу могут обратиться за помощью обучающиеся, педагоги, родители в трудные минуты своей жизни, получить поддержку словом и делом. Деятельность социального педагога организуется с учётом требований современности, особенностей учреждения образования, контингента обучающихся, социального статуса их семей и уровня культуры, запросов педагогов, родителей, обучающихся.
Цель деятельности социального педагога: социальная защита обучающихся, создание условий для психологического комфорта и безопасности обучающихся, создание благоприятных условий для реализации прав обучающегося, основанных на оказании помощи обучающимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера.
Задачи работы социального педагога:
1. Оказание обучающимся социальной помощи и поддержки;
2. Посредничество между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;
3. Формирование у обучающихся адекватного представления о здоровом образе жизни.
4. Координация деятельности всех специалистов колледжа по повышению успеваемости и социальной адаптации подростков.
5. Оказание социально-педагогической поддержки детям-сиротам, детям из многодетных семей, детям, имеющим особые потребности.
6. Включение обучающихся в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями.
7. Формирование у обучающихся мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
8. Профилактика правонарушений среди подростков.
9. Пропаганда здорового образа жизни, формирование негативного отношения к социальным порокам
Направления работы:
Аналитико-диагностическое направление: состояния социального объекта установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
Социально-правовое направление:
- поддержка правового статуса индивида в процессе разрешения его трудной жизненной ситуации);
- социально-педагогическая защита прав ребенка.
- выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите;
- защита прав и интересов обучающихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);
- защита и индивидуальная работа с обучающимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п.
- выявление неблагополучных семей.
Консультативное направление:
- квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения;
- организация и проведение индивидуальных консультаций для обучающихся льготных категорий;
- консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
Профилактическое направление:
- проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни с учетом специфики обучающихся;
-участие в проведении профилактических осмотров детей-сирот.
Организационно-методическое направление:
- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
- участие в методических объединениях, семинарах, практикумах, педагогических советах по социально-педагогическим проблемам;
- создание банка данных льготных категорий обучающихся;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для – взаимопонимания в семье;
- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, обучающихся по социально-педагогической проблематике и др.
- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.