Актуальные интересы личности, общества, государства требуют, чтобы сегодня в образовании приоритет отдавался воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включая знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.
Воспитание подрастающего поколения, обладающего не только соответствующим набором знаний, умений и навыков, но и высокими нравственными, гражданскими качествами, ответственностью и гражданским самосознанием, высокой социальной активностью, через формирование отношения обучающегося к самому себе, окружающему миру, другим людям.
Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация ГАПОУ РК «Крымский многопрофильный колледж» (далее – Колледж) планомерно создает целенаправленную систему воспитания обучающихся, представляющую условия, способствующие индивидуальному развитию обучающихся и их коллективному взаимодействию.
Определяющим для педагогического коллектива является повышение статуса воспитания в колледже, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, повышения профессионального уровня специалистов, реализации ее творческой и гражданской активности, готовности к служению Отечеству.
1. Нормативно-правовая база организации воспитательного процесса с обучающимися Колледжа.
Воспитательная деятельность Колледжа регламентирована нормативно-правовой базой, при разработке которой был учтен накопленный ранее опыт работы с обучающимися, актуализированы наиболее эффективные формы организации воспитательной работы с обучающимися, опирающиеся на ряд законов, принятых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Определяющим документом организации воспитательной деятельности в Колледже является Концепция воспитательной работы с обучающимися. Данная Концепция составлена на основе приоритетных направлений реализации Молодежной политики и Образования в Российской Федерации. В основу Концепции воспитательной работы с обучающимися Колледжа положены принципы, отражённые в Конституции Российской Федерации, Республики Крым, действующего законодательства по вопросам среднего профессионального образования, требований Государственного стандарта среднего профессионального образования, нормативных документов Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Устава Колледжа, а также иных её организационно-нормативных актов. Данная Программа является практическим воплощением Концепции воспитательной работы.
Исходя из сформированных направлений и принципов, целевой установкой воспитательной системы Колледжа является:
- формирование личности, имеющей высококачественные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, обладающей профессиональной компетентностью;
- подготовка конкурентоспособного специалиста.
Воспитательными задачами являются:
-формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;
- развитие творческих способностей, представление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей (с этой точки зрения в годовой план воспитательной работы в обязательном порядке включаются тематические беседы медицинских работников, ведётся оперативная работа совместно с врачом-наркологом);
- формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;
- стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;
- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс;
- освоение информационного пространства как воспитательного;
- повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
- воспитание обучающихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания;
- развитие форм морального и материального поощрения;
- осуществление системы мероприятий комплексного характера для обеспечения действенности всех видов воспитательной деятельности.
Программа воспитательной работы Колледжа ориентирует на активное вовлечение обучающихся, преподавательского состава и сотрудников Колледжа в реализацию задач воспитательной работы, определение форм и методов ее организации и контроля, так как эффективность реализации данных задач может быть обеспечена целостностью воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного и системного подходов.
2. Структура управления воспитательным процессом
Стратегию воспитательного процесса, анализ воспитательной работы и её корректировку осуществляют:
- директор Колледжа;
- заместитель директора по учебной работе;
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
- руководитель физического воспитания;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- преподаватели дополнительного образования;
- кураторы;
- воспитатели общежития;
- Совет обучающихся Колледжа;
Для эффективной реализации работы приглашаются представители государственных структур по молодёжной политике, образования, общественных объединений. На уровне Колледжа координацию работы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Основные направления воспитательной работы с обучающимися в Колледже находят свое отражение в годовых и перспективных планах воспитательной работы Колледжа, утверждаемых директором.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
Положение о штабе воспитательной работы